В сентябре прошлого года Алекс Стамос, начальник службы безопасности Facebook, заявил о том, что в 2016 году некая группировка из России потратила около $100 тысяч долларов на размещение политической рекламы, дезинформации, а также массовое создание фейковых учетных записей в соц. сети Facebook, чтобы повлиять на результаты выборов президента США. Новость вызвала широкий резонанс, а за неимением прямых улик, переросла в настоящий скандал. Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ, официально ответил, что Кремль не имеет к этому никакого отношения. Позже общественное мнение большинства людей сошлось во мнении, что за любую незаконную информацию, которая распространяется на сайте Facebook, представители соц. сети также должны нести ответственность.
Теперь переходим непосредственно к новости: В «New York Times» написали о том, что британской фирме «Cambridge Analytica», которая профессионально занимается маркетинговыми исследованиями и анализом целевой аудитории, удалось собрать личные данные 50 млн пользователей Facebook. О каждом отдельном взятом пользователе была собрана максимально подробная информация: возраст, образование, различного рода предпочтения, религиозные и политические взгляды, общие интересы и т.п. Все эти данные аналитики использовали для создания точного психологического портрета аудитории, чтобы аккуратно и тонко влиять на выбор людей. Отметим, что «Cambridge Analytica» называет себя лидером индустрии с 25-летним опытом, однако на самом деле компания основана в 2013 году в сопровождении семейства Мерсеров - главных и крупнейших спонсоров предвыборного штаба Дональда Трампа.
Как сообщает «The Guardian», основной вклад в сбор данных внес Александр Коган – работник Кембриджского университета и преподаватель в Санкт-Петербургском государственном университете. Он создал специальную программу - психологический тест, за прохождение которого люди получали деньги. Для прохождения теста нужно было авторизоваться через социальную сеть Facebook, предоставив доступ к информации не только своего профиля, но и всех друзей (раньше это было возможно). Таким образом тест прошли 270 тысяч человек, но благодаря предоставлению информации обо всех друзьях (знакомых/родственниках/коллегах), в распоряжении Когана оказались данные о 50 миллионах пользователей. На весь сбор данных было потрачено 800 тысяч долларов. Деньги без проблем отбились при перепродаже данных вышеупомянутой компании «Cambridge Analytica», которая, как уже было сказано, повлияла на результаты выборов президента США в 2016 году.
Весь этот скандал больно бьет по репутации Facebook. Алекс Стамос (начальник службы безопасности компании) заявляет, что его роль внутри компании уже немного изменилась. Представители СМИ сразу же распространили слух о том, что к августу Алекс покинет свой пост, однако пресс-секретарь Facebook ответил, что «Алекс Стамос продолжает занимать пост начальника службы безопасности. Он занимал эту должность почти три года, а еще он очень ценный член команды, и мы благодарны за все, что он делает каждый день». Сам Алекс написал в своем твиттере о том, что его роль в компании сдвинулась, но это не имеет отношения к болтовне вокруг, как не имеет отношения и к слухам о том, что он собирается покинуть компанию во второй половине года. Тем не менее, СМИ оживленно обсуждают эту тему, а всем известно, что дыма без огня не бывает.